Функциональная грамотность
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативные основы
Федеральные
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Региональные
- Приказ Департамента образования от 16.09.2021 № 1264 «Об организации работы, направленной на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2021-22 уч. г.».
- Приказ Департамента образования от 27.09.2021 № 1316 «Об утверждении регионального плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся»;
- Методические рекомендации муниципальным органам управления образованием по формированию функциональной грамотности; (сайт Института развития образования)
- Программа региональной инновационной площадки (РИП) «Развитие функциональной грамотности школьников как ключевой фактор достижения современного качества образования».
Муниципальные
Приказ Управления образования от 22.09.2021 № 126 «Об организации работы, направленной на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ливенского района на 2021-22 уч. г.».
ОО
Приказ МБОУ «Екатериновская СОШ» от 29.09.2021 № 128 «Об организации работы, направленной на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Екатериновская СОШ» на 2021-22 уч. г.».
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые
в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (А.А. Леонтьев)
Основные направления формирования функциональной грамотности:
1) Математическая грамотность
2) Читательская грамотность
3) Естественнонаучная грамотность
4) Финансовая грамотность
5) Глобальные компетенции
6) Креативное мышление
1) Математическая грамотность — это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
2) Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
3) Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
4) Финансовая грамотность – способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5) Глобальные компетенции – способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
6) Креативное мышление
- Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.
План-график МБОУ «Екатериновская СОШ» по формированию функциональной грамотности обучающихся
Основные подходы к оценке функциональной грамотности
Основные подходы к оценке глобальных компетенций обучающихся
Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности обучающихся
Основные подходы к оценке креативного мышления обучающихся
Основные подходы к оценке математической грамотности обучающихся
Основные подходы к оценке финансовой грамотности обучающихся
Основные подходы к оценке читательской грамотности обучающихся
Банк заданий по формированию функциональной грамотности
Рабочие программы внеурочной деятельности по финансовой грамотности